Предлагаемая программа кружка предназначена для учащихся 10-х классов. Одной из целей курса является возможность показать учащимся 10 классов уровень работы в профильном физико–математическом классе, а также помочь в самостоятельном самоопределении ученика относительно дальнейшего обучения.
Данный кружок позволит так же повысить познавательный интерес к предмету и приобрести конкретные практические навыки. В ходе изучения наглядно демонстрируется значимость физики для рабочих профессий (электрик, сантехник, столяр и др.), для инженерно- технических, а так же для специальностей связанных с дизайном, архитектурой, экологией, медициной/
Программа охватывает все основные темы общего курса физики, которые Программа рассчитана на 34 часов учебного времени. Рабочая программа включает: пояснительную записку; календарно – тематическое, тематическое планирование, учебно – методическое обеспечение.
Цель - расширение программного материала по физике средней школы, представление учащихся о проблемах современной физики, направлении физических исследований, достижений:
Основные задачи кружка:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать знания и применять их, объяснять принципы работы технических устройств на основе законов физики;
- развивать техническую грамотность, прививать навыки самостоятельной работы с техническими устройствами и приборами на основе современных представлений о технологиях и принципах функционирования;
- расширение школьных знаний по отдельным темам курса физики, формирование современного представления о состоянии технического прогресса в России, в мире;
- формирование познавательного интереса к технике, развитие творческих способностей учащихся, подготовка к осознанному выбору профессии и продолжению образования.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпример;
- основы экологической культуры; понимание ценности здорового образа жизни;
- формирование способности к эмоциональному восприятию физических задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные:
- регулятивные
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- познавательные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- коммуникативные
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Название главы | Название темы | Количество часов, ч |
Введение | История технических открытий | 3 |
Значение физических теорий в технике. | ||
Практическая необходимость и техническое изобретение | ||
Простейшие рычаги | Изобретение простейших рычагов и их использование (ворот, клин и др.). Применение простейших рычагов в современной жизни. | 3 |
Использование рычагов в быту. Зубчатая и ременная передач | ||
Принцип действия и условия равновесия рычага, правило моментов, применение блока (неподвижного и подвижного) и других простых механизмов в строительстве и промышленности, «золотое» правило механики, применение механизмов в строительстве. | ||
Гидростатика и гидродинамика | Четыре состояния вещества. Свойства жидкостей. Гидравлическая машина. Гидравлический пресс. Создание элементарных гидроусилителей или гидропрессов . | 3 |
Устройство подводных аппаратов. Исследование морских глубин с помощью роботов. Применение гидросмазок в технике. | ||
Устройство, принцип работы и применение гидравлической машины, пресса и пневматических машин (компрессора, отбойного молотка, пескоструйный аппарат для очистки стен и других) | ||
Элементарный сопромат | Виды деформаций. Примеры деформаций в реальных условиях. Механическое напряжение. Относительное удлинение. Модуль Юнга. Таблицы значения модулей Юнга для различных веществ. Закон Гука. | 3 |
Архитектура и закон Гука. Современные архитектурные творения и их техническое совершенство. | ||
Рассмотреть различные физические свойства (прочность, твёрдость, хрупкость, пластичность, упругость, электропроводность и оптические свойства) и характеристик материалов | ||
Электротехника | Элементарные электрические цепи. Электрическое сопротивление материалов, зависимость его от температуры и геометрических размеров образца. Закон Ома. | 6 |
Амперметр и вольтметр. Техника безопасности при работе с электрическими цепями. Ваттметр и оммет. | ||
Электрический ток в электролитах, полупроводниках, | ||
Переменный электрический ток. Законы переменного тока. Электродвигатели постоянного и переменного токов. Конденсаторы в цепи переменного тока. | ||
Индуктивности в цепи переменного тока. Экономическая эффективность электротехнических устройств. | ||
Принцип работы электроплавильных дуговых печей, электролитический способ очистки (рафинирование) и другие способы получения и обработки материалов (электроискровой, электроимпульсный, лазерный и т.д.), таблицы и свойства тел в зависимости от их электропроводности. | ||
Современные двигатели внутреннего сгорания | Автомобильные ДВС. Устройство бензинового и дизельного ДВС. Принципы работы и технические характеристики ДВС. Коэффициент полезного действия ДВС. | 5 |
Применение ДВС на различных технических устройствах (трактора, экскаваторы, краны, самоходные прицепы, плуги, электростанции, дрезины, тепловозы и т.п.) Керамические двигатели. | ||
Альтернативные виды топлива. Влияние их на работу двигателя и его износостойкость. | ||
Тепловой двигатель. От паровой машины до теплоходов и паровозов. ДВС (карбюратор и дизель). Автомобили. Современные автомобили из композиционных материалов. | ||
Рассмотрев устройство и принцип работы теплового двигателя, работа паровой машины и её применение на паровозах и теплоходах, устройство и принцип работы двигателя внутреннего сгорания карбюраторного и дизельного типа. Основные блоки автомобиля и принципа его работы. | ||
Топливно-энергетический комплекс | От котельных до ТЭС и ТЭЦ. Паровые и газовые турбины. Принцип работы ГЭС, ГАЭС и АЭС. | 4 |
Альтернативные источники получения энергии (ветровые, геотермальные, приливные и солнечные). Единая энергосистема страны. Передача и преобразование энергии. Трансформаторы и ЛЭП. | ||
Схема атомного реактора и получения энергии на АЭС. | ||
Работа альтернативных электростанций, рассмотреть проекты морских и др. электростанций. Схема работы единой энергосистемы России, принцип накопления и распределения энергии в часы «пик», схема транспортировки энергии и её преобразование с помощью повышающего и понижающего трансформатора, уменьшение потерь энергии при передаче на расстояние (ЛЭП). | ||
Средства связи и информации | Телеграф и телефон. Радио- и телекоммуникации. Плазменные и жидкокристаллические экраны, их преимущества и недостатки. Волоконно- оптическая и спутниковая связь. | 4 |
Зеркала и создание световодов. Современные световолоконые технологии. Световолоконная связь. Особенности производства световолоконных кабелей. | ||
Принципы построения ЭВМ. Современные модели компьютеров. Ноутбуки. | ||
Работы по созданию искусственного интеллекта. | ||
Космическая техника и космические технологии | Искусственные спутники Земли. Космические корабли и орбитальные станции. Принципиальные основы запуска и полета в космическом пространстве искусственных спутников Земли. Энергоемкость космического оборудования и получение энергии в космосе. Коррекция орбиты. Особенности стыковочных узлов. Шлюзы. Устройство быта на комической станции. Судьба космической станции «Мир». Перспективы МКС. Экология околоземного пространства. | 2 |
Невесомость как фактор влияния на процессы. Космический вакуум и его использование в космических программах. Создание минипромышленных комплексов на космических станциях. Установка «Вулкан». Получение кристаллов в космосе. Создание новых материалов в космических лабораториях. |