МБОУ "Средняя школа №16"
Смоленск
  • Математические методы решения задач

    10-11 класс
    Идёт набор
    Бесплатно
    ОВЗ
    Естественная наука

    Программа внеурочной деятельности по математике «Математические методы решения задач» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на два года (68 часов) и предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы.

    Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.

    Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

    Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

    Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.

    Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.

    Цели курса:

    • формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
    • обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
    • формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
    • обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

    Задачи:

    • создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
    • формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
    • расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
    • развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики;
    • создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
    • создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
    • создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
    • продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
    • создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

    Результаты освоения курса внеурочной деятельности по математике.

    • Личностные:
    • Метапредметные:
      • Познавательные:
        • овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
        • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
        • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение
      • Коммуникативные:
        • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
        • адекватное восприятие языка средств массовой информации;
        • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
        • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;
        • использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
      • Регулятивные:
        • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
        • понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
        • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;
        • умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;
        • конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;
        • умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
        • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
      • Предметные

    Тематическое планировани

    Раздел Темы Количество часов
    История математики ХХ века. Алгебра и теория чисел. Математическая логика. Методы математической статистики. Теория алгоритмов. Теория графов. Теория игр (повышенный уровень математической подготовки учащихся). 4
    Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи. Текстовые задачи на проценты. Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.). Текстовые задачи на прогрессии (базовый уровень математической подготовки учащихся). Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое). Задачи на смеси и сплавы. Текстовые задачи на работу. Задачи практического содержания: физического профиля (повышенный уровень математической подготовки учащихся). Задачи практического содержания: экономического профиля. Задачи с параметрами (высокий уровень математической подготовки учащихся). 16
    Уравнения. Неравенства. Понятие равносильности уравнений. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения Рациональные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства со знаком модуля. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Тригонометрические уравнения (повышенный уровень математической подготовки учащихся). Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические) (высокий уровень математической подготовки учащихся). 14
    Числа. Действия с действительными числами. Свойства степеней, корней и логарифмов. Тождественные преобразования алгебраических, логарифмических выражений. Делимость чисел. Простые и составные числа. Приёмы быстрого счёта. Правила действий над действительными числами. Округление чисел (базовый уровень математической подготовки учащихся). Степень с действительным показателем. Корень n -ой степени из действительного числа. Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. Логарифмы, свойства логарифмов. Преобразование логарифмических выражений (базовый и повышенный уровни математической подготовки учащихся). 16
    Планиметрия. Стереометрия. Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей) (базовый уровень математической подготовки учащихся). Задачи на построение (типовые задания по планиметрии КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике базовый и профильный уровни). 18

    10 класс «Математические методы решения задач»

    Тема занятия Форма и вид деятельности. Кол-во часов
    1 Алгебра и теория чисе. Беседа-лекция. Знакомство с научно- популярной литературой. 1
    2 Математическая логик. Беседа. Практическая работа в группах. 1
    3 Методы математической статистик. Индивидуальная работа. 1
    4 Теория алгоритмов. Теория графов. Теория игр. Мини-лекция Решение задач, работа в группах. 1
    5 Текстовые задачи на процент. Решение задач, работа в группах. 1
    6 Текстовые задачи на проценты. Решение задач, работа в группах. 1
    7 Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.). Решение задач, работа в группах. 1
    8 Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.). Практическая работа в группах. 1
    9 Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое). Практическая работа в группах. 1
    10 Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое). Практическая работа в группах. 1
    11 Текстовые задачи на прогрессии. Беседа. Работа с источниками информации. 1
    12 Текстовые задачи на прогресси. Практическая работа в группах. 1
    13 Задачи на смеси и сплавы. Решение олимпиадных и занимательных задач. 1
    14 Задачи на смеси и сплавы. Решение занимательных задач. 1
    15 Текстовые задачи на работу. Практическая работа. 1
    16 Текстовые задачи на работу. Решение задач, работа в группах. 1
    17 Задачи практического содержания: физического, экономического профиля. Решение задач, работа в группах. 1
    18 Задачи практического содержания: физического, экономического профиля. Решение олимпиадных и занимательных задач. 1
    19 Задачи с параметрам. Решение задач. 1
    20 Задачи с параметрам. Практическая работа в группах. 1
    21 Понятие равносильности уравнений. Рациональные уравнения. Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах. 1
    22 Иррациональные уравнения. Мини-лекция. Решение задач. 1
    23 Показательные и логарифмические уравнения. Решение задач. 1
    24 Показательные и логарифмические уравнения. Практическая работа 1
    25 Тригонометрические уравнения. Мини-лекция. Решение зада. 1
    26 Тригонометрические уравнения. Мини-лекция. Решение заданий в парах. 1
    27 Рациональные уравнения и неравенства. Беседа. Практическая работа в группах. 1
    28 Рациональные уравнения и неравенства. Практическая работа в парах. 1
    29 Иррациональные уравнения и неравенства. Решение задач, работа в группах. 1
    30 Уравнения и неравенства со знаком модуля. Решение задач, работа в группах. 1
    31 Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Мини-лекция. Решение зада 1
    32 Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Практическая работа 1
    33 Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические) (высокий уровень математической подготовки учащихся). Мини-лекция. Решение задач. 1
    34 Уравнения с параметром (тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические) (высокий уровень математической подготовки учащихся). Решение задач, работа в группах. 1

    11 класс «Математические методы решения задач»

    Тема занятия Форма и вид деятельности. Кол-во часов
    35 Делимость чисел. Простые и составные числа. Приёмы быстрого счёта. Беседа-лекция. 1
    36 Правила действий над действительными числами. Округление чисел. Беседа. Практическая работа в группах. 1
    37 Степень с действительным показателем. Корень n -ой степени из действительного числа. Мини-лекция. Решение задач. 1
    38 Степень с действительным показателем. Корень n -ой степени из действительного числа. Решение задач, работа в группах. 1
    39 Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. Решение задач, работа в группах. 1
    40 Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. Решение задач, работа в группах. 1
    41 Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. Решение олимпиадных задач, работа в группах. 1
    42 Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. Практическая работа в группах. 1
    43 Логарифмы, свойства логарифмов. Практическая работа в группах. 1
    44 Логарифмы, свойства логарифмов. Практическая работа в группах. 1
    45 Логарифмы, свойства логарифмов. Практическая работа в группах. 1
    46 Преобразование логарифмических выражений (базовый и повышенный уровни математической подготовки учащихся). Практическая работа в группах. 1
    47 Преобразование логарифмических выражений (базовый и повышенный уровни математической подготовки учащихся). Решение олимпиадных задач. 1
    48 Преобразование логарифмических выражений (базовый и повышенный уровни математической подготовки учащихся). Решение олимпиадных задач. 1
    49 Преобразование логарифмических выражений (базовый и повышенный уровни математической подготовки учащихся). Работа в группах. 1
    50 Преобразование логарифмических выражений (базовый и повышенный уровни математической подготовки учащихся). Практическая работа. 1
    51 Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Мини-лекция. Беседа. Решение задач. 1
    52 Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Решение з задач. 1
    53 Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Решение з задач. 1
    54 Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Практическая работа в группах. 1
    55 Технология решения геометрических задач по планиметрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей). Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах. 1
    56 Задачи на построение (типовые задания по планиметрии КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Решение задач. 1
    57 Задачи на построение (типовые задания по планиметрии КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Практическая работа. 1
    58 Задачи на построение (типовые задания по планиметрии КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Работа в группах. 1
    59 Задачи на построение (типовые задания по планиметрии КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Мини-лекция. Решение зада. 1
    60 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Мини-лекция. Решение заданий в парах. 1
    61 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Беседа. Практическая работа в группах. 1
    62 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Практическая работа в парах. 1
    63 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Решение задач, работа в группах. 1
    64 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Решение задач, работа в группах. 1
    65 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Решение задач, работа в группах. 1
    66 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Решение задач, работа в группах. 1
    67 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Решение задач, работа в группах. 1
    68 Технология решения задач по стереометрии - нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей и объёмов - типовые задания КИМ ЕГЭ по математике профильный уровень). Решение задач, работа в группах. 1

    Интернет-ресурсы.

    http://www.ege.edu.ru/ru/

    http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

    Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/

    http://www.ed.gov.ru/

    http://www.edu.ru/

    http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil

    Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

    Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике