Программа курса способствует развитию творческих способностей, логического мышления, углубления знаний в области алгоритмизации и программирования, расширению общего кругозора учащихся. Курс позволяет успешно готовиться к участию в олимпиадах, конкурсах. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим предмет «Информатика» для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.
Основной целью курса является формирование у учащихся навыков алгоритмического и логического стиля мышления, представления о приемах и методах программирования через составление алгоритмов и обучение искусству программирования.
Задачи курса:
- способствовать формированию учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыслительной деятельности, освоению рациональных способов её осуществления на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
- способствовать формированию активного, самостоятельного, креативного мышления;
- научить основным приемам и методам программирования;
- развивать психические познавательные процессы: мышление, восприятие, память, воображение у учащихся;
- развивать представление учащихся о практическом значении информатики;
- воспитывать культуру алгоритмического мышления;
- воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие.
Общая характеристика кружковой деятельности
Актуальность программы в том, что она помогает развивать у учащегося инженерное мышление, посредством использования компьютерных программ в различных предметных областях, что является важным компонентом учебной деятельности для современного ребёнка и способствует формированию метапредметных навыков.
Отличительными особенностями программы является то, что программа интегрирует знания учащихся в области точных наук, способствует развитию их социальной адаптации. Практико-ориентированная направленность программы помогает учащимся с помощью программирования изучать на профессиональном уровне такие дисциплины, как математика, физика и информатика.
Программа ориентирована на освоение принципов программирования на языке Паскаль на основе математических и физических задач, сложность которых возрастает параллельно с освоением программных конструкций. Большое количество примеров позволяет по мере освоения курса все активнее осваивать методику программирования. Паскаль — идеальный язык для обучения программированию.
Основным содержанием курса является изучение основ программирования и работа в среде программирования «PascalABC.NET».
Курс предназначен для учащихся 9 классов и предполагает изучение компьютерной технологии программирования на уровне, позволяющем учащимся самостоятельно использовать компьютер для решения основных учебно-практических задач.
Программа рассчитана на 1 год обучения, с общим количество учебных часов – 36 часов, 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
- Личностные:
- формирование собственного жизненного опыта значимости подготовки в области программирования в условиях развития информационного общества;
- повысят образовательный уровень по использованию средств и методов программирования;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности.
- формирование способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
- Предметные:
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель –и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- формирование умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
- изучение одного из языков программирования –PascalABC.NET.
- Метапредметные:
- формирование информационно-логических умений: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- овладение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- овладение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название модуля | Темы | Количество часов, ч |
---|---|---|
Введение в программирование | Цели изучения курса «Программирование на Паскале». Техника безопасности и организация рабочего места. Обзор языков программирования. Среда программирования PascalABC.NET | 4 |
Общие сведения о языке Паскаль. Структура программы и операторы языка. Переменная. Типы данных. Константы в программе. Операторы ввода-вывода данных. Комментарии. | ||
Переменные. Типы переменных. Объявление переменных. Преобразование типов. Ввод переменных с клавиатуры. | ||
Представление алгоритма в виде блок-схемы. Арифметика Паскаля | ||
Основы программирования на языке PascalABC.NET Программирование линейных программ | Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод. | 6 |
Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных. | ||
Порядок выполнения операций. Трассировка программ | ||
Линейные алгоритмы. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod. | ||
Стандартные математические функции PascalABC.NET. Линейные алгоритмы. Решение задач. | ||
Самостоятельное решение задач. Разработка и исполнение линейных программ. | ||
Управляющие структуры языка PascalABC.NET Программирование ветвлений | Логический тип данных (Boolean). Операции отношения. Ввод-вывод булевых переменных. Базовые логические операции. | 6 |
Условные алгоритмы. Условный оператор if…then…else. Блок-схемы, изображающие условные операторы. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием условных операторов | ||
Сложные условия. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. | ||
Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов | ||
Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов | ||
Самостоятельная работа учащихся по индивидуальным карточкам | ||
Программирование циклов в среде PascalABC.NET | Циклические алгоритмы и их назначение. Оператор цикла с предусловием while .. do. | 8 |
Разработка и исполнение разветвляющихся программ. | ||
Циклические алгоритмы. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием | ||
Оператор цикла с постусловием repeat ... until. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием | ||
Цикл с переменной. Оператор цикла с параметром for … do Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной | ||
Разработка и исполнение программ с использованием вложенных циклов | ||
Досрочное прерывание цикла. Метка. Оператор безусловного перехода goto. Вложенные циклы | ||
Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий | ||
Массивы в среде PascalABC.NET | Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. | 9 |
Разработка и исполнение программ ввода и вывода массива | ||
Разработка и исполнение простейшей программы обработки массива | ||
Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов | ||
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов | ||
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов | ||
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов | ||
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных | ||
Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нечетных элементов, суммы | ||
Итоговое повторение | Итоговое повторение. Решение задач ОГЭ | 3 |
Итоговое повторение. Решение задач ОГЭ | ||
Самостоятельное решение задач ОГЭ (задание 20.2) в среде PascalABC .NET | ||
Итого | 36 |