Курс «Универсальные методы решения математических задач» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, разной степени сложности, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Программа курса построена таким образом, что каждая тема включает в себя теоретические знания, практикумы по решению практических задач. Все темы дополняют, расширяют и углубляют знания учащихся. Главный принцип построения программы: от простого к сложному, переход от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому.
Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого учащегося, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.
Программа данного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 11 класса. Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы. Занятия по элективному курсу можно проводить в виде лекций, практикумов, основное время отводится решению задач. По окончании темы проводится зачетная практическая работа.
Основные задачи данного курса:
- углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- выявить и развить их математические способности;
- расширить представления учащихся об универсальных приёмах и методах решения математических задач;
- повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
- развитие навыков исследовательской деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
- должны иметь элементарные умения решать задачи на проценты, задачи с параметрами повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
- точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
- правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
- применять рациональные приемы тождественных преобразований;
- использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.
№ | Тема занятия | Форма | Кол- во часов |
1. Задачи с экономическим содержанием | 17 | ||
1 | Процент. Простые и сложные проценты. | лекция | 1 |
2 | Задачи с экономическим содержанием. | практикум | 1 |
3 | Решение задач с экономическим содержанием. | практикум | 1 |
4 | Решение задач с экономическим содержанием. | практикум | 1 |
5 | Задачи на кредиты. | лекция | 1 |
6 | Задачи на кредиты с выплатой долга равными платежами. | лекция | 1 |
7 | Решение задач на кредиты с выплатой долга равными платежами. | практикум | 1 |
8 | Задачи с определение процентов по кредиту. | лекция | 1 |
9 | Решение задач с определением процентов по кредиту. | практикум | 1 |
10 | Задачи с определением суммы кредита. | лекция | 1 |
11 | Решение задач с определением суммы кредита. | практикум | 1 |
12 | Задачи на вклады. | лекция | 1 |
13 | Решение задач на вклады. | практикум | 1 |
14 | Решение задач на вклады. | практикум | 1 |
15-17 | Решение различных задач с экономическим содержанием. | практикум | 3 |
2. Задачи с параметрами | 17 | ||
18 | Линейные уравнения с параметром и уравнения, сводящиеся к линейным. | 1 | |
19 | Линейные неравенства с параметром. | 1 | |
20 | Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, с параметром. | 1 | |
21 | Квадратные неравенства с параметром. | 1 | |
22 | Задачи, связанные с решением квадратных уравнений. | 1 | |
23 | Дробно-рациональные уравнения. | 1 | |
24 | Дробно-рациональные неравенства. | 1 | |
25 | Иррациональные уравнени. | 1 | |
26 | Иррациональные неравенства. | 1 | |
27 | Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. | 1 | |
28 | Показательные уравнения и неравенства. | 1 | |
29 | Логарифмические уравнения и неравенства. | 1 | |
30 | Тригонометрические уравнения и неравенства | 1 | |
31-34 | Задачи математического анализа. Решение заданий КИМ ЕГЭ | 4 | |
Итого | 34 |
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
- Мордкович А.Г. Алгера и начала анализа.10-11 кл.Ученик для общеобразовательных учреждений.М.,Мнемозина,2009.
- Виленкин Н.Я. и др. Алгебра:Учебное пособие для 9-10 классов средних школ с математической специализацией-2-е изд.,М.: «Просвещение».1972г.
- Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач:Учебное пособие для 10 класса средней школы.-М.,Просвещение,1989
- www.uztest.r