Актуальность данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами истории России, предполагает большую самостоятельную работу с документами, анализ первоисточников, учит аргументировано отстаивать свою точку зрения. Особенность данного кружка заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе.
Цель кружка: способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.
Задачи:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Личностные результаты:
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Программа рассчитана на 36 часов, разработана на основе справочно-энциклопедических материалов, хрестоматий, методических и учебных пособий по истории России и всеобщей истории. Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывании личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
Тематическое планирование кружка
№ | Название темы | Формы работы | Кол-во часов |
---|---|---|---|
1 | Введение. Знакомство с целями и задачами курса | Эвристическая беседа | 1 |
Тема 1. Древняя Русь. 6 ч. | |||
2-3 | Они были первыми… (Реформаторы и законодатели Древней Руси) | Викторина | 2 |
4-5 | Защитники Отечества | Познавательная беседа | 2 |
6-7 | Носители идеалов православия | Познавательная беседа | 2 |
Тема 2. Русь удельная. 2 ч. | |||
8 | Обособление Северо-Восточной Руси | Беседа | 1 |
9 | Защитники Отечества | Ролевая игра | 1 |
Тема 3. Объединение Руси вокруг Москвы. 4 ч. | |||
10-11 | Собиратели Руси | Познавательная игра | 2 |
12-13 | Роль православной церкви в процессе объединения Руси | Этическая беседа | 2 |
Тема 4. Россия XVI века. 4 ч. | |||
14 | Избранная рада | Ролевая игра | 1 |
15 | Опричники и жертвы | Дискуссия | 1 |
16 | Иван Грозный | Викторина | 1 |
17 | Начало освоения Сибири | Работа с картой | 1 |
Тема 5. Россия периода Смуты. 4 ч. | |||
18-19 | Правители эпохи Смуты | Викторина | 2 |
20-22 | Патриоты России в период Смуты | Ролевая игра | 2 |
Тема 6. Россия в XVII веке. 6 ч. | |||
23-24 | Первые Романовы на Российском престоле | Познавательная беседа | 2 |
25-26 | Государственные деятели, реформаторы | Диспут | 2 |
27-28 | Религиозные деятели | Этическая беседа | 2 |
Тема 7. Россия в XVIII веке. 8 ч. | |||
29-30 | Петр Первый - великий реформатор | Познавательная игра | 2 |
31-32 | Деятели дворцовых переворотов | Викторина | 2 |
33-34 | Роль политики Екатерины Второй | Дискуссия | 2 |
35-36 | Заключительное занятие | Мини-конференция | 2 |