В основу программы кружка «Эстрадное пение» положены идеи и положения общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями основной образовательной программы ОУ.
Курс внеурочной деятельности кружка «Эстрадное пение» разработан как целостная система введения учащихся в художественную культуру. В основных направлениях реформ общеобразовательной школы выдвигается важнейшая задача – улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся: подчеркивается необходимость развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы.
Актуальность данной программы - эстетическое развития детей посредством пения имеет ряд очевидных преимуществ, среди других видов деятельности, что объясняется рядом причин:
- общедоступность хорового пения (практически каждый ребёнок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания);
- адекватность эстрадного пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности к активным формам освоения искусства;
- значимость воспитания чувств человеческой общности в современном мире.
- Занятия пением затрагивают важные для жизни человека сферы:
- здоровье (в процессе пения происходит нелекарственная реабилитация функционального состояния человека, восстановление и увеличение его работоспособности, развитие и улучшение состояния дыхательной системы, кровообращения, способствующие росту и укреплению мышц гортани);
- интеллектуальное развитие (благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулированием мыслительной деятельности и развитием – креплением памяти);
- самовыражение, приобретение жизненного смысла, упорядоченности и духовной свободы.
- Пение – коллективное творчество, доступное всем детям, не требует наличия выдающихся вокальных данных и больших материальных затрат.
- В вокальных произведениях воедино соединены музыка и слово, что способствует глубокому пониманию музыкальных произведений, глубже воздействует на психику ребенка.
- Пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, что способствует овладению «музыкальной речью», что в свою очередь, помогает более точно выявить музыкальные способности.
- Воспитание слуха и голоса положительно сказывается на формировании речи, которая является материальной основой мышления. Дети, поющие в ансамбле и занимающиеся музыкой, лучше успевают в школе и отличаются творческой инициативностью и общительностью.
Активное воздействие на ребенка народной и классической музыки с самых ранних лет - важнейшее условие становления нравственного сознания, его Личности.
Цель программы «Эстрадное пение» - духовно-нравственное развитие ребенка путем воздействия через музыкальное искусство. Формирование интересов, потребностей, эстетического вкуса и отношение к музыке.
Задачи:
- воспитывать интерес к музыке путем развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха, памяти, которые помогают острее чувствовать и осмысливать содержание услышанных произведений;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать и развивать певческий голос, выразительность исполнения;
- содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке;
- развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов, импровизации, пластическом интонировании, театрализации песен, музыкальных номеров;
- формировать самостоятельность, инициативу и стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни;
- воспитывать чувство к прекрасному, доброму, любви к своему Отечеству.
Результаты освоения программы «Эстрадное пение»
Личностные
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение целостной сферы в процессе общения с музыкой;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) пения;
- совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтенной в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Метапредметные
- ориентированность в культурном многообразии окружающей деятельности, участие в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.;
- участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Формы и виды деятельности |
---|---|---|---|
1-2 | Певческое дыхани | 2 | Групповая; объяснение, показ, дыхательные упражнения |
3 | Артикуляция | 1 | Групповая, артикуляционная гимнастика |
4 | Подготовка к концерту посвященному Дню освобождения Смоленска | 1 | Исполнительская деят-ть, групповая |
5 | Работа с солистами над выразительностью исполнения | 1 | Творческая деят-ть; индивидуальная, групповая |
6 | Работа над унисоном | 1 | Индивидуальная, групповая; вокальные и дыхательные упр. |
7 | Работа с солистами | 1 | Индивидуальная, вокальная, хореографическая импровизация |
8 | Интонирование, работа над звуком | 1 | Групповая, индивидуальная; работа над строем и ансамблем |
9 | Праздничный концерт перед ветеранами | 1 | Концертная деятельность |
10 | Интонирование | 1 | Концертная деятельность |
11 | Певческое дыхание, работа над звуком | 1 | Групповая, исполнительская деятельность |
12 | Формирование гласных и согласных звуком при пении | 1 | Индивидуальная, групповая; вокальные распевания, упражнения |
13 | Работа над унисоном Работа с солистами | 1 | Индивидуальная; вокальные импровизации, упражнения |
14 | Работа над 2-х голосием. Расширение тесситуры голоса, дыхания | 1 | Групповая; вокальные и дыхательные упр. |
15 | Подготовка к городскому конкурсу. Цепное дыхание | 1 | Групповая; вокальные и дыхательные упр. |
16-17 | Артикуляция | 2 | Групповая; артикуляционная гимнастика |
18 | Работа над чистым интонированием | 1 | Групповая, индивидуальная; звуковой контроль над интонированием |
19-20 | Артикуляционный аппарат и резонаторы. Работа с солистами | 2 | Групповая, индивидуальная; показ, анализирование |
21-22 | Цепное дыхание. Работа над 2-хголосием | 2 | Вокальные, дыхательные упр.; групповая, индивидуальная |
23 | Звукообразование | 1 | Групповая, индивидуальная; вокальные распевания, игровые упражнения |
24 | Индивидуальный тембр певческого голоса | 1 | Индивидуальная; игровые упр., упр. на развитие голоса |
25-26 | Работа с солистами | 2 | Индивидуальная; вокальные импровизации, упражнения |
27 | Управление тембровым звучанием голоса | 1 | Индивидуальная, групповая; игровые упр., упр. на развитие голоса |
28 | Формирование чувства ансамбля | 1 | Групповая, индивидуальная; работа над строем и ансамблем |
29 | Навыки пения двухголосия с аккомпанементом | 1 | Групповая, индивидуальная; фонопедические, ритмические, вокальные упр. |
30 | Пение двухголосных песен без сопровождения. | 1 | Групповая, индивидуальная; фонопедические, ритмические, вокальные упр. |
31 | Развитие звуковысотного диапазона | 1 | Групповая, индивидуальная;упр. на укрепление примарной зоны, фонопедические упр. |
32 | Развитие умения владеть звуковедением legato | 1 | Групповая, индивидуальная;упр на звуковедение legato, мягкая атака звука |
33 | Развитие умения владеть звуковедением стаккато | 1 | Групповая, индивидуальная; упр на звуковедение стаккато, твердая атака звука |
34 | Дыхание. Виды атак. | 1 | Групповая, индивидуальная; упр. образование голоса в гортани, атака звука (твердая, мягкая, предыхательная) |
35 | Способы звуковедения | 1 | Групповая, индивидуальная; понятие кантиленного пения |
36 | Пение закрытым звуком | 1 | Вокальные, фонопедические упр., групповая, индивидуальная |
37 | Работа над 2-хголосием. | 1 | Работа над развитием вокального, гармонического, мелодического слуха; групповая, индивидуальная |
38 | Развитие динамического диапазона | 1 | Групповая, индивидуальная; упр. на укрепление голосовых связок, ритмические упр |
39 | Работа над выразительностью исполнения. | 1 | Групповая, индивидуальная; освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки |
40 | Цепное дыхание. Работа над унисоном | 1 | Групповая, индивидуальная; унисонные упр., |
41 | Расширение тесситуры голоса. | 1 | Групповая, индивидуальная; фонопедические вокальные упр. |
42 | Работа с солистами. Подготовка к городскому конкурсу патриотической песни. | 1 | Групповая, индивидуальная; концертная деятельность, сохранение певческой установки при хореографических движениях |
43 | Формирование эмоционального, осознанного восприятия музыкального образа в песне. | 1 | Групповая, индивидуальная; обсуждение, анализ музыкального произведения, освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки |
44 | Подготовка к городскому конкурсу патриотической песни. Подготовка к праздничному концерту 8-го марта | 1 | Групповая, индивидуальная; концертная деят-ть, певческая установка в различных ситуациях сценического действия |
45 | Развитие подвижности голоса. Передача образа в песне. | 1 | Групповая, индивидуальная; творческая деят-ть, вокальные упр. |
46 | Работа над осмысленностью произношения текста | 1 | Групповая, индивидуальная; обсуждение, анализ, ритмические, вокальные упр. |
47 | Произношение согласных звуков. | 1 | Групповая, индивидуальная; вокальные распевания, соотношение дикционной четкости с качеством звучания |
48 | Развитие певческого голоса в фальцетном регистре (соль1-ре2) | 1 | Групповая, индивидуальная; вокальные, фонопедические упр. |
49-50 | Работа над 2-хголосием | 2 | Групповая, индивидуальная; вокальные, дыхательные упр. |
51 | Развитие певческого голоса – грудной регистр | 1 | Групповая, индивидуальная; вокальные упр. импровизация |
52 | Работа с солистам | 1 | Индивидуальная; творческая деят-ть для раскрытия сценического образа, работа над средствами исполнительской выразительности: |
53-54 | Подготовка к праздничному концерту посвященному Дню Победы | 2 | Групповая, индивидуальная; концертная деят-ть, творческая деят-ть для раскрытия сценического образа, работа над средствами исполнительской выразительности: |
55 | Работа над близкой вокальной позицией | 1 | Групповая, индивидуальная; вокальные упражнения |
56 | Овладение различными видами атак | 1 | Групповая, индивидуальная; упр. образование голоса в гортани, атака звука (твердая, мягкая, предыхательная) |
57 | Произношение согласных во время пения | 1 | Групповая, индивидуальная; вокальные распевания, соотношение дикционной четкости с качеством звучания |
58 | Произношение гласных во время пения | 1 | Групповая, индивидуальная; вокальные распевания, соотношение дикционной четкости с качеством звучания |
59 | Подготовка к праздничному концерту, посвященному Дню Победы | 1 | Групповая, индивидуальная; концертная деятельность |
60 | Развитие звуковысотного диапазона | 1 | Групповая, индивидуальная;упр. на укрепление примарной зоны, фонопедические упр. |
61-62 | Выразительность исполнения. Чистота интонирования | 2 | Групповая, индивидуальная; работа над строем и ансамблем; звуковой контроль над интонированием |
63 | Певческое дыхание | Групповая; объяснение, показ, дыхательные упражнения | |
64 | Работа с солистами | Индивидуальная, вокальная, хореографическая импровизация | |
65 | Работа над унисоном, 2-хголосием. | Вокальные, дыхательные упр.; групповая, индивидуальная | |
66 | Артикуляция | Групповая; артикуляционная гимнастика | |
67 | Расширение тесситуры дыхания | Групповая, индивидуальная; дыхательные упражнения, вокальные; координация дыхания и звукообразования | |
68 | Развитие певческого голоса. Работа над выразительность исполнения | Групповая, индивидуальная; вокальные упр., освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки | |
69 | Осмысленное и выразительное произношение текста при исполнении произведения | Групповая, индивидуальная; обсуждение, анализ, ритмические, вокальные упр. | |
70 | Индивидуальный тембр певческого голоса | Индивидуальная; вокальные, фонопедические упр. | |
71 | Пение закрытым звуком | Групповая, индивидуальная; вокальные, дыхательные упр | |
72 | Исполнение песен по выбору учащихся | Групповая; исполнительская деятельность, импровизация | |
Итого | 72 |