Направленность программы – художественно-эстетическая.
Актуальность данной программы заключается в предоставлении ребёнку и подростку спектра возможностей по реализации его интересов и способностей в сфере хореографии; в обеспечении потребностей школы в формировании общей культуры воспитанников, безопасной и продуктивной организации их свободного времени, создании самостоятельного творческого коллектива, презентации результатов его деятельности на различных уровнях (городском, районном, региональном и др.).
Особенность искусства танца в том, что оно развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному, позволяет самовыражаться, проявить и демонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку, красоту тела, придает грациозность в походке и движениям. Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребёнку проявить свои способности и индивидуальность, и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной, «двигающейся в такт» группы.
Целью курса является развитие творческих способностей детей и подростков средствами искусства хореографии.
Задачи курса хореографии:
- Формирование базовых хореографических навыков для творческого выражения заданного образа;
- Приобщение воспитанников к истории искусства танца, его традициям, пониманию значимости танца в жизни народа;
- Выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно;
- Формирование навыков коллективного творчества, сотрудничества;
- Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту;
- Расширение эрудиции и кругозора;
- Формирования потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровь.
Программа ориентирована на детей 11-17 лет. Дети проходят отбор по критериям: слух, пластика, растяжка.
Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты
Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности, управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
Метапредметные результаты
Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления; анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; управление эмоциями; технически правильное выполнение двигательных действий.
Предметные результаты
Выполнение ритмических комбинаций, развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки), развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение.
Мониторинг эффективности реализации программы и динамики продвижения воспитанников проводиться как в форме контрольных (зачётных занятий), так и в форме концертов, конкурсов, выступлений на различных концертных площадках.
В программе представлены следующие предметы: классический танец, акробатика в танце, актерское мастерство. Освоение программы предполагает постепенность в овладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий.
- Предмет «Ритмика» направлен на развитие музыкально-ритмической выразительности, пространственной ориентации ребенка. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. В дальнейшем ритмическое воспитание осуществляется непосредственно через элементы танцевальных движений в процессе других занятий. На практических занятиях дети приучаются к сотворчеству, развивают память, внимание, творческие способности.
- Значимой для успешной реализации программы является опора на предмет «Классический танец» на всех этапах обучения. Классический танец не только развивает физические данные воспитанников, но и является источником высокой исполнительской культуры и средством эстетического и нравственного воспитания детей. Владение техникой классического танца позволяет воспитанникам успешно освоить такие жанры, как эстрадный и современный танец. На данный предмет отводится по 1 часа в неделю.
- Предмет «Акробатика в танце» тренирует все группы мышц, развивает силу и выносливость, а также укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает координацию движений и ориентацию в пространстве. В танце применяются простые акробатические элементы такие как прыжки, перекаты, падения и др. Проводится по 1 часу в неделю в течение 3-х недель.
- Введение предмета «Актерское мастерство» имеет цель развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, подростка. Данный предмет помогает воспитаннику в создании сценического образа. Курс актерского мастерства основан на технологии игрового обучения. На занятиях по актерскому мастерству особое внимание уделяется развитию сценического внимания, воображения и фантазии, мышечной свободы, эмоциональной памяти, взаимодействию (умению слышать, видеть, понимать партнера), актерской смелости, чувства правды и веры (умения погрузиться в предлагаемые обстоятельства, поверить в них и совершить определенные действия). Проводится 1 раз в неделю в течение 5 недель в первом полугодии.
- На занятиях предмета «Пространство» осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем. На данный предмет отводится 3 часа.
- Ансамбль, постановка на протяжении всего срока обучения обеспечивают возможности коллективного творчества и предъявления результатов обучения в виде конкретных продуктов (танцев, этюдов, композиций, концертных номеров и т.д). Коллектив имеет цель принять участие в конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского уровней и получить достойную оценку. Проводятся по 1 занятия 1 раза в неделю.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Содержание | Количество часов | Дата |
---|---|---|---|
Ритмика | Вводное занятие. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев | 1 | сентябрь |
Ритмика | Что такое «Ритмика»? Основные понятия. Разминка под музыку. | 1 | сентябрь |
Пространство | Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. | 1 | сентябрь |
Ритмика | Ритмичный шаг под музыку. Разогрев под музыку. Тренировка 1 сентябрь слухового внимания | 1 | сентябрь |
Пространство | Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево. | 1 | октябрь |
Ритмика | Постановка корпуса. Основные правила. Музыкальный этюд «Do it» | 1 | октябрь |
Актерское мастерство | Игры на знакомство « Узнай меня», «Нарисуй, как тебя зовут». | 1 | октябрь |
Актерское мастерств | Теоретическое занятие. Этюд – как часть сценической жизни, которую мы создаём при помощи воображения. Построение этюда | 1 | октябрь |
Пространство | Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку. | 1 | октябрь |
Ансамбль | Постановка | 1 | ноябрь |
Актерское мастерство | Практическое занятие. Язык жестов – выразительность исполнения: уход, согласие, несогласие, просьба, отказ, плач, ласка, клич, приветствие, просьба, приглашение, благодарность, негодование. | 1 | ноябрь |
Актерское мастерство | Практическое занятие. Мимика лица. Дальнейшая отработка мимики, жестов, умения связывать позы, мимику с движением, с музыкой. Ввод 1 ноябрь музыки. | 1 | ноябрь |
Актерское мастерств | Теоретическое занятие. Ритмопластика – неотъемлемая часть сценического движения. Взаимосвязь музыки и движения. | 1 | ноябрь |
Ансамбль | Постановка | 1 | декабрь |
Акробатика | Упор, присев. Упор, лёжа, группировка, перекаты, растяжка, прыжки. | 1 | декабрь |
Классический танец | Постановка головы, позиция рук, ног классического танца | 1 | декабрь |
Классический танец | Закрепление прошлого занятия. Понятие опорной и рабочей ноги и постановка корпуса у «станка» | 1 | декабрь |
Акробатика | Упор, согнувшись. Сед на пятках. Сед углом. | 1 | январь |
Ансамбль | Постановка | 1 | январь |
Классический танец | Plie, battement tendu – правила исполнения, перевод с французского языка. Plie, battement tendu лицом или спиной к “станку” (работа ноги в сторону) | 1 | январь |
Классический танец | Plie, battement tendu, jete лицом или спиной к “станку” (работа ноги в заданном направлении) | 1 | февраль |
Акробатика | Стойка на лопатках, согнув ноги. Стойка на лопатках, выпрямив ног | 1 | февраль |
Классический танец | Закрепление прошлого занятия. Полупальцы. | 1 | февраль |
Классический танец | Battement fondu в сторону носком в пол. 1 февраль Упражнения у «станка». На середине работа рук и простые прыжки. | 1 | февраль |
Ансамбль | Постановка | 1 | март |
Классический танец | Упражнения у «станка», adajio и большие броски. На середине работа рук и простые прыжки | 1 | март |
Классический танец | Упражнения у «станка» и вынос этих упражнений на середину. По диагонали вращение «Куколки» - шене | 1 | март |
Классический танец | Упражнения у «станка» - положение ноги на щиколотк | 1 | апрель |
Классический танец | Упражнения у «станка» - комбинации | 1 | апрель |
Классический танец | Середина - port de bras корпусом (1, 2, 3 форма) Прыжки - saute; echappe; chasse | 1 | апрель |
Классический танец | Вращение шене. Шене по диогонали и по круг | 1 | апрель |
Классический танец | Упражнения у «станка» и на середине; вращения и прыжки по диагонал | 1 | май |
Ансамбль | Постановка | 2 | май |
Итого | 34 |