Актуальность
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо.
Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм - категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. И провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость.
Цель – нравственно-патриотическое воспитание личности, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития детей путем их вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, биографии героев;
- формирование у воспитанников интереса к изучению истории, к жизни сверстников, детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;
- развитие навыков и умений обучающихся работать с дополнительным материалом и историческими документами;
- вовлечение учащихся, родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию Великой Победы;
- укрепление общих интересов в школе путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;
- повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся;
- воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью, уважения к к памяти погибших.
Планируемые результаты освоения программы кружка
Личностные:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
- Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
- Воспитание у учащихся чувства гордости за историю своего народа. Воспитание патриотизма.
- Совершенствование нравственных
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;
- смысловое чтение;
- умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение монологической контекстной речью.
Содержание программы кружка «Память Люди и судьбы»
Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии.
В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.
Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.
Тематическое планировани
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения |
---|---|---|---|
1-2 | «22 июня. Ровно в 4 часа…» (Вводное занятие) | 2 | Экскурсия в музей Великой Отечественной войны. |
3-7 | «Это нужно живым» (Хронология войны) | 5 | Круглый стол. |
8-10 | Вечная слава городам - героям | 3 | Защита творческих проектов. |
11-14 | Страницы «великой той войны». | 4 | Литературно- музыкальная композиция. |
15-17 | «У войны не женское лицо…» | 3 | Литературная гостиная. |
18-20 | Детство, опаленное войной. | 3 | Устный журнал. |
21-23 | Из истории песен военных лет. | 3 | Литературно- музыкальная (заочная) встреча с композиторами, авторами. |
24-27 | «Война в жизни моей семьи» | 4 | Творческая мастерская. |
28-31 | Памятники и обелиски не молчат. | 4 | Заочное путешествие. Экскурсии по местам боевой славы. |
32-33 | «Не гаснет Памяти свеча». | 2 | «На Привале» - творческий проект учителей и учащихся. |
34-26 | Вахта Памяти. | 3 | Встреча с поисковиком. Просмотр и Обсуждение материалов о деятельности доброхотов. Посещения захоронения- могилы Неизвестного солдата. |
Интернет-ресурсы:
- Сайт «Подвиг – http://glory.rin.ru
- Биография.Ру – Биографии исторических личностей – http://www.biografia.ru
- Военная техника России – http://www.milrus.com/
- Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев – http://www.1941_1945.ru
- Герои страны: Патриотический интернет – проект – http://www.warheroes.ru
- Исторический факультет Московского государственного университета – http://hist.msu.ru/
- История государства Российского в документах и фактах – http://historyru.com/
- Каталог международных документов – http://www.ipolitics.ru/data/
- Коллекция "Исторические документы" Российского общеобразовательного портала "Мемориал" – http://www.memo.ru/
- Наша Победа. День за днем – http://www.9may.ru
- 65 лет битве под Москвой – http://pobeda.mosreg.ru
- Отечественная история – http://www.lants.tellur.ru/history/
- Русский биографический словарь – http://www.rulex.ru
- Ленинград. Блокада. Подвиг – http://blokada.otrok.ru
- Сталинградская битва – http://battle.volgadmin.ru
- "Я помню": воспоминания о Великой Отечественной войне – http://www.iremember.ru