Актуальность. В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и будущее Отечества.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Особым местом собирания, хранения и представления предметов и документов, имеющих историческую, научную и художественную ценность является музей. Своеобразное музейное учреждение – школьный музей, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно-воспитательными задачами школы.
В школе действует историко-краеведческий музей, состоящий из 3-х экспозиций: «Из истории школы», «Из истории Дальней авиации», «Дорогами войны».
Функции музея:
- документирование экспонатов истории родного края;
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию учащихся;
- организация информационной деятельности.
Методическим объединением учителей истории нашей школы разработана система уроков и внеклассных мероприятий, проводимых с использованием материалов школьного музея.
Календарно-тематическое планирование кружка «Поиск» составлено с целью: развивать познавательные интересы у учащихся в изучении истории; формировать у ни умения и навыки получения новых знаний на основе работы с краеведческим материалом школьного музея; помочь в воспитании духовно- нравственных качеств личности.
Данной цели сопутствует определенные задачи:
- показать, что использование материалов школьного музея на уроках истории и обществознания 6-11 классов помогает учащимся наглядно, 4 доступно, научно получить информацию по отдельным темам и тем самым способствует «приведению в соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся»;
- показать, что работа в музее способствует «формированию ключевых компетенций – готовность учащихся использовать усвоенные знания и умения для решения практических задач» (работа с историческими документами; проведение экскурсий; написание сочинений, рассказов, рефератов);
- доказать, что уроки, внеклассные мероприятия и работа в совете музея способствует в целом усилию воспитательного потенциала школы;
- показать, что проведение уроков мужества, общение с ветеранами Великой Отечественной войны обогащает учащихся духовно и помогает формировать у них нравственных качеств личности.
Задачи переработаны на основе направлений модернизации общего образования и в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
Разные формы учебно-воспитательной работы, которые проводятся в школьном музее, помогают подробнее разобраться в сложных вопросах истории, выбрать гражданскую позицию и прочувствовать уважение и любовь к своей Родине.
Рабочая программа рассчитана на 36 часов.
№ | Тема занятия | Количес тво часов | Форма работы |
---|---|---|---|
1 | Формирование кружка, распределение по группам. | 1 | круглый стол |
2 | Сообщение на тему «Школьный музей – творческий союз разных поколений» (из опыта работы историко- краеведческого музея школы) | 1 | беседа |
3 | Ведение основной инвентарной книги | 1 | практическое занятие |
4 | Ведение вспомогательной инвентарной книг | 1 | практическое занятие |
5 | Оцифровка фондов музея | 1 | практическое занятие |
6 | Разработка и подбор материала по экспозиции «История школы». (70-ые годы xx века.) | 1 | работа с документами |
7 | Сбор материала по теме «Традиции нашей школы». (Дружба с моряками.) | 1 | практическое занятие |
8 | Сбор материала по теме «Встречи с интересными людьми» (ветеранами Великой Отечественной войны, летчиками Дальней авиации | 1 | практическое занятие |
9 | Анкетирование по вопросу «Что я знаю из истории города Смоленска?» | 1 | анкетирование |
10 | Разработка проекта «Я с тобой, ветеран» | 1 | работа в группах |
11 | Подбор материалов, фотодокументов, воспоминаний по теме: Участие смолян в битве за Москву; | 1 | работа в группах |
12 | Подбор материалов, фотодокументов, воспоминаний по теме: Смоляне в Сталинградской и Курской битвах; | 1 | запись воспоминаний |
13 | Подбор материалов, фотодокументов, воспоминаний по теме: Ленинград. Блокада. Подвиг смолян | 1 | запись воспоминаний |
14 | Подбор материалов, фотодокументов, воспоминаний по теме: Смоляне в битве за Берлин | 1 | запись воспоминаний |
15 | Подбор материалов, фотодокументов, воспоминаний по теме: Они сражались за Родину (другие фронты сражений). | 1 | фотоотчет |
16 | Подбор литературы и анализ экспозиции «Из истории Дальней авиации»: В жизни всегда есть место подвигу; | 1 | работа в группах |
17 | Подбор литературы и анализ экспозиции «Из истории Дальней авиации»: Арктика и «холодная война» | 1 | интервьюирова ние |
18 | Подбор литературы и анализ экспозиции «Из истории Дальней авиации»:Летчики Дальней Авиации – создатели школьного музея | 1 | социологический опрос |
19 | Подготовка музейной экскурсии на темы: Битва за Берлин (об участии смолян); | 1 | работа в группах |
20 | Подготовка музейной экскурсии на темы: Смоляне – участники Восточно-Прусской операции; | 1 | выставка фондов |
21 | Подготовка музейной экскурсии на темы: У войны не женское лицо (об участницах хора «Боевые подруги»); | 1 | интервьюирова ние |
22 | Подготовка музейной экскурсии на темы: И пусть по ним всегда звонят колокола ( малолетние узники Великой Отечественной войны , воспоминания работников нашей школы) | 1 | запись воспоминаний |
23 | Подготовка музейной экскурсии на темы: Ими гордится школа (о выпускниках нашей школы) | 1 | сбор воспоминаний |
24 | Подготовка музейной экскурсии на темы: Современные традиции школы | 1 | фотовыставка |
25 | Подготовка музейной экскурсии на темы: Учителя – ветераны Великой Отечественной войны; | 1 | фотовыставка |
26 | Подготовка музейной экскурсии на темы: Дальняя авиация в боях за Родину | 1 | презентация |
27 | Подготовка музейной экскурсии на темы: Не утихает наша память (о летчиках- Героях СССР). | 1 | презентация |
28-29 | Акция «Память» | 2 | уборка братского захоронения |
30-31 | Поздравление ветеранов микрорайона школы накануне памятных дат. | 2 | акция «Поздравитель ная открытка». |
32 | Систематизация собранного материала по темам. | 1 | круглый стол |
33 | Оцифровка документов и фотоматериалов. | 1 | практическое занятие |
34 | Оформление альбома, посвященного медалистам школы. | 1 | фотоотчет |
35 | Общественно- полезный характер исторического краеведения. | 1 | устный журнал |
36 | Итоговое занятие. | 1 | мини- конференция |
Итого | 36 |