МБОУ "Средняя школа №16"
Смоленск
  • Пожарная безопасность

    5-9 класс
    Идёт набор
    Бесплатно
    ОВЗ
    Социально-педагогическое

    Программа внеурочной деятельности по противопожарной безопасности «Пожарная безопасность» предназначена для учащихся начальной школы и расчитана на 34 часа.

    Программа по противопожарной безопасности «Пожарная безопасность» составлена на основе государственной программы: Анастасова Л. П., Ижевский П. В., Иванова Н. В., Смирнов А. Т., Маслов Н. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2008.

    Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молнии), в городских условиях (электрооборудование, огнеопасные вещества), т. е. повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.

    Образовательной целью программы является приобретение учащимися знаний по противопожарной безопасности.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Расширить знания учащихся о причинах пожароопасных ситуаций.
    2. Познакомить учащихся с правильными действиями при пожаре.
    3. Сформировать представления об ожогах и правилами первой медицинской помощи.
    4. Познакомить учащихся с организацией работы пожарной охраны.
    5. Познакомить учащихся с правилами противопожарной безопасности в лесу

    На формирование содержания программы оказывают влияние следующие аспекты: соблюдение принципов развивающего обучения и преемственности. Принципы развивающего обучения могут быть реализованы в ходе ученических наблюдений, исследований и проектов по противопожарной тематике. Преемственность - усвоение нового материала при опоре на знания и навыки, полученные ранее. Программа предполагает ежегодное изучение пяти разделов, содержание которых постепенно расширяется и углубляется.

    Название раздел Количество часов
    1 Причины пожароопасных ситуаций 9
    2 Действия при пожаре 8
    3 Поражение человека при пожар 3
    4 Организация работы пожарной охраны 6
    5 Правила противопожарной безопасности в лесу 8

    Ведущими в обучении по данной программе являются следующие технологии: проблемное и гуманно–личностное обучение.

    Формы проведения занятий: исследования, экскурсии, опыты, праздники, игры, викторины, выпуск стенгазет, конкурсы (сочинений и рисунков), встречи.

    унков), встречи. В процессе изучения предполагается тесная взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности, что обеспечит прочное усвоение знаний и приобретения детьми социальных знаний и опыта.

    Планируемые результаты:

    Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Пожарная безопасность» на этапе основного общего образования являются:

    • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
    • выделение характерных причинно-следственных связей;
    • творческое решение учебных и практических задач;
    • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
    • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
    • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
    • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

    Метапредметные связи содержания программы прослеживаются через:

    • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
    • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
    • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
    • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
    • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
    • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
    • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

    Результаты по внеурочной деятельности «Пожарная безопасность» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

    Ожидаемые результаты

    Учащиеся приобретут следующие социальные знания:

    • о правилах безопасного поведения в пожароопасных ситуациях,
    • о первой медицинской помощи,
    • о правилах бережного отношения к природе,
    • о способах самостоятельного поиска и обработки информации в справочной литературе и периодической печати,
    • о правилах конструктивной групповой работы.

    Учащиеся получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:

    • получение опыта правильного поведения при возникновения пожара,
    • развитие ценностных отношений к людям различных профессий,
    • развитие бережного отношения к природе родного края, имуществу граждан,
    • получение опыта поиска и обработки информации,
    • получение опыта групповой работы.

    Учащиеся получат опыт самостоятельного социального действия:

    • опыт природосберегающей и природоохранной деятельности,
    • опыт благотворительной деятельности,
    • научится самоорганизации и самоответственности.

    Учебно-тематический план

    Тема Количество часов
    Всего Теория Практика
    1. Причины пожароопасных ситуаций 9 5 4
    1 Причины пожара в квартир 1
    2 Причины пожара в общественных местах и на предприятиях 1
    3 Причины пожара в транспорте 1
    4-5 Встреча с сотрудником пожарной охраны. Почему возник пожар (анализ ситуаций из практики пожарных) 2
    6 Выпуск стенгазеты для учащихся начальной школы «Огнеопасные вещества» 1
    7 Игра «Помни о причинах пожара» 1
    8 Подготовка выступления отряда юных пожарных 1
    9 Выступление отряда юных пожарных Агитбригада «Как рождается пожар» 1
    2. Действия при пожар 8 4 4
    10 Лабораторная работа. «Свойства огня и дыма. Их влияние на организм человека» 1
    11 Составление памятки для младших школьников «Действия при пожаре в квартире» 1
    12 Составление памятки для младших школьников «Действия при пожаре у соседей или в подъезде» 1
    13 Составление плана эвакуации из школы, из квартиры 1
    14 Практическое занятие. Эвакуация из школы 1
    15 Правила поведения при пожаре (анализ ситуаций из материалов периодической печати 1
    16 Подготовка выступления отряда юных пожарны 1
    17 Выступление отряда юных пожарных Агитбригада «Действия при пожаре» 1
    3. Повреждения человека при пожаре 3 1 1
    18 Первая помощь при повреждении кожных покровов и удушье при пожаре 1
    19 Встреча с врачом. Поражение человека электрическим током и молнией 1
    20 Выпуск стенгазеты «Советы доктора» 1
    4. Организация работы пожарной охраны 6 1 5
    21-22 Экскурсия в пожарную охрану «Организация службы в пожарной части» 2
    23 Конкурс сочинений «Какой человек может быть пожарным» 1
    24 Спортивное соревнование «Полоса препятствий» 1
    25 Подготовка выступления отряда юных пожарных 1
    26 Выступление отряда юных пожарных Агитбригада «Я б в пожарные пошел» 1
    5. Правила противопожарной безопасности в лесу 8 4 4
    27-28 Проектная деятельность «Лесное чудо» 2
    29-30 Встреча с работником лесничества. Причины и последствия пожара в лесу 2
    31 Конкурс сочинений о лесе 1
    32 Поражение молние 1
    33 Подготовка выступления отряда юных пожарны 1
    34 Выступление отряда юных пожарных Агитбригада «Берегите лес от огня 1
    Итого 34 15 19

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике