Программа внеурочной деятельности по противопожарной безопасности «Пожарная безопасность» предназначена для учащихся начальной школы и расчитана на 34 часа.
Программа по противопожарной безопасности «Пожарная безопасность» составлена на основе государственной программы: Анастасова Л. П., Ижевский П. В., Иванова Н. В., Смирнов А. Т., Маслов Н. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: Просвещение, 2008.
Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молнии), в городских условиях (электрооборудование, огнеопасные вещества), т. е. повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.
Образовательной целью программы является приобретение учащимися знаний по противопожарной безопасности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Расширить знания учащихся о причинах пожароопасных ситуаций.
- Познакомить учащихся с правильными действиями при пожаре.
- Сформировать представления об ожогах и правилами первой медицинской помощи.
- Познакомить учащихся с организацией работы пожарной охраны.
- Познакомить учащихся с правилами противопожарной безопасности в лесу
На формирование содержания программы оказывают влияние следующие аспекты: соблюдение принципов развивающего обучения и преемственности. Принципы развивающего обучения могут быть реализованы в ходе ученических наблюдений, исследований и проектов по противопожарной тематике. Преемственность - усвоение нового материала при опоре на знания и навыки, полученные ранее. Программа предполагает ежегодное изучение пяти разделов, содержание которых постепенно расширяется и углубляется.
№ | Название раздел | Количество часов |
1 | Причины пожароопасных ситуаций | 9 |
2 | Действия при пожаре | 8 |
3 | Поражение человека при пожар | 3 |
4 | Организация работы пожарной охраны | 6 |
5 | Правила противопожарной безопасности в лесу | 8 |
Ведущими в обучении по данной программе являются следующие технологии: проблемное и гуманно–личностное обучение.
Формы проведения занятий: исследования, экскурсии, опыты, праздники, игры, викторины, выпуск стенгазет, конкурсы (сочинений и рисунков), встречи.
унков), встречи. В процессе изучения предполагается тесная взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности, что обеспечит прочное усвоение знаний и приобретения детьми социальных знаний и опыта.
Планируемые результаты:
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Пожарная безопасность» на этапе основного общего образования являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Метапредметные связи содержания программы прослеживаются через:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Результаты по внеурочной деятельности «Пожарная безопасность» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Ожидаемые результаты
Учащиеся приобретут следующие социальные знания:
- о правилах безопасного поведения в пожароопасных ситуациях,
- о первой медицинской помощи,
- о правилах бережного отношения к природе,
- о способах самостоятельного поиска и обработки информации в справочной литературе и периодической печати,
- о правилах конструктивной групповой работы.
Учащиеся получат опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества:
- получение опыта правильного поведения при возникновения пожара,
- развитие ценностных отношений к людям различных профессий,
- развитие бережного отношения к природе родного края, имуществу граждан,
- получение опыта поиска и обработки информации,
- получение опыта групповой работы.
Учащиеся получат опыт самостоятельного социального действия:
- опыт природосберегающей и природоохранной деятельности,
- опыт благотворительной деятельности,
- научится самоорганизации и самоответственности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. Причины пожароопасных ситуаций | 9 | 5 | 4 | |
1 | Причины пожара в квартир | 1 | ||
2 | Причины пожара в общественных местах и на предприятиях | 1 | ||
3 | Причины пожара в транспорте | 1 | ||
4-5 | Встреча с сотрудником пожарной охраны. Почему возник пожар (анализ ситуаций из практики пожарных) | 2 | ||
6 | Выпуск стенгазеты для учащихся начальной школы «Огнеопасные вещества» | 1 | ||
7 | Игра «Помни о причинах пожара» | 1 | ||
8 | Подготовка выступления отряда юных пожарных | 1 | ||
9 | Выступление отряда юных пожарных Агитбригада «Как рождается пожар» | 1 | ||
2. Действия при пожар | 8 | 4 | 4 | |
10 | Лабораторная работа. «Свойства огня и дыма. Их влияние на организм человека» | 1 | ||
11 | Составление памятки для младших школьников «Действия при пожаре в квартире» | 1 | ||
12 | Составление памятки для младших школьников «Действия при пожаре у соседей или в подъезде» | 1 | ||
13 | Составление плана эвакуации из школы, из квартиры | 1 | ||
14 | Практическое занятие. Эвакуация из школы | 1 | ||
15 | Правила поведения при пожаре (анализ ситуаций из материалов периодической печати | 1 | ||
16 | Подготовка выступления отряда юных пожарны | 1 | ||
17 | Выступление отряда юных пожарных Агитбригада «Действия при пожаре» | 1 | ||
3. Повреждения человека при пожаре | 3 | 1 | 1 | |
18 | Первая помощь при повреждении кожных покровов и удушье при пожаре | 1 | ||
19 | Встреча с врачом. Поражение человека электрическим током и молнией | 1 | ||
20 | Выпуск стенгазеты «Советы доктора» | 1 | ||
4. Организация работы пожарной охраны | 6 | 1 | 5 | |
21-22 | Экскурсия в пожарную охрану «Организация службы в пожарной части» | 2 | ||
23 | Конкурс сочинений «Какой человек может быть пожарным» | 1 | ||
24 | Спортивное соревнование «Полоса препятствий» | 1 | ||
25 | Подготовка выступления отряда юных пожарных | 1 | ||
26 | Выступление отряда юных пожарных Агитбригада «Я б в пожарные пошел» | 1 | ||
5. Правила противопожарной безопасности в лесу | 8 | 4 | 4 | |
27-28 | Проектная деятельность «Лесное чудо» | 2 | ||
29-30 | Встреча с работником лесничества. Причины и последствия пожара в лесу | 2 | ||
31 | Конкурс сочинений о лесе | 1 | ||
32 | Поражение молние | 1 | ||
33 | Подготовка выступления отряда юных пожарны | 1 | ||
34 | Выступление отряда юных пожарных Агитбригада «Берегите лес от огня | 1 | ||
Итого | 34 | 15 | 19 |