МБОУ "Средняя школа №16"
Смоленск
  • Выдающиеся личности XX века в России

    11-11 класс
    Идёт набор
    Бесплатно
    ОВЗ
    Социально-педагогическое Естественная наука

    Актуальность данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами истории России, предполагает исследовательскую и проектную деятельность, самостоятельную работу с документами, анализ первоисточников, учит аргументировано отстаивать свою точку зрения.

    Особенность данного курса заключается в том, что он даёт учащимся расширенные исторические сведения о роли личности в историческом процессе.

    Цель курса внеурочной деятельности «Выдающиеся личности XX века в России»: способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества.

    Задачи:

    1. формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
    2. воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
    3. развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
    4. формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
    5. способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей;
    6. способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся;
    7. способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

    Личностные результаты:

    1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
    2. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    3. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

    Метапредметные результаты:

    1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
    2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
    3. способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
    4. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

    Название темы Формы работы Кол-во часов
    1-2 Вводное занятие. Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Выдающиеся личности XX века в России». Способы и методы исследовательской работы. Эвристическая беседа 2
    Раздел I. СССР во второй половине XX века. Политики 50-90-х гг. XXв. 7
    Тема 1. СССР в начале 50-х гг.
    3-4 И.В. Сталин и его окружение в начале 50-х гг. Лекция с элементами беседы. Работа с документами. Дискуссия. 1
    Тема 2. СССР в середине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
    5-6 Смена политического курса. Борьба за власть после смерти Сталина. Н.А. Вознесенский. А.А. Жданов, Л.П. Берия, А.И. Микоян, Н.А. Булганин, Г.М. Маленков, В.М. Молотов. Период «Оттепели». Н. С Хрущёв и противоречивость его политики. Эвристическая беседа, работа с документами. 2
    Тема 3. Советское государство и общество в середине 1960-х – начале 1980-х гг.
    7-8 Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Поиски идеологических ориентиров. Десталинизация и ресталинизация. Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, А.А. Громыко, М.А. Суслов, Беседа. Просмотр и анализ видеофрагментов. Клуб аналитиков 2
    Тема 4. Политика «перестройки». Распад СССР (1985–1991 гг.)
    9-10 М.С. Горбачёв и его окружение: курс на реформы. Период перестройки Беседа, работа с документами. 2
    Раздел I. СССР во второй половине XX века. Тема 5. Общественные деятели, деятели культуры, спорта 50-90-х гг. 14
    11-12 Лидеры правозащитного движения: А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын. Д.С. Лихачёв Беседа, коллективная исследовательская деятельность 2
    13-14 Научно-техническая революция в СССР. Первые в космосе. И.В. Курчатов, С.П. Королёв, М.В. Келдыш. Ю.А. Гагарин. В.В. Терешкова Мини-проекты учащихся 2
    15-16 Деятели спорта: М.М. Ботвинник, А.Е. Карпов, Г.К. Каспаров, Л.П. Скобликова, В.Б. Харламов, Л.И. Яшин. Беседа, просмотр и анализ видеосюжетов 2
    17 Литература: А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак. Шестидесятники. Самиздат и тамиздат. Лекция. Просмотр видеосюжетов. Дискуссия 1
    18 Скульптура: Е.В. Вучетич, В.И. Мухина, С. Т. Конёнков, Э.И. Неизвестный, В. И Исаева, М.М. Шемякин Мини-проекты учащихся 1
    19 Музыка: М.Л. Растропович, Г.П. Вишневская, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, А.Н. Пахмутова, В.Р. Цой Лекция. Беседа. Просмотр видеосюжетов 1
    20 Театр: Ю.П. Любимов, Г.А. Товстоногов, О.П. Табаков, М.А. Захаров Лекция. Работа с документами. 1
    21-22 Кинематограф: М.С. Хуциев, С.А. Герасимов, С.Ф. Бондарчук, Л.И. Гайдай, Э.А. Рязанов Лекция с элементами эвристической беседы. Индивидуальная исследовательская деятельность 2
    Тема 6. Становление новой России (1992– 1999 гг.)
    23-24 Б.Н. Ельцин и его окружение. А.А. Собчак, Е.Т. Гайдар, А.И. Лебедь, Ю.М. Лужков. Е.М. Примаков, А.В. Руцкой Р.И. Хасбулатов, B.C. Черномырдин, А.Б. Чубайс Просмотр и анализ видеосюжетов. Дискуссия 2
    Раздел II. Россия в ХХI в. 8
    Тема 7. Вызовы времени и задачи модернизации
    25-26 Президенты В.В. Путин, Д.А. Медведев. Политические и экономические приоритеты. Просмотр и анализ видеофрагментов. 2
    27-28 Политические позиции и взгляды значительных государственных деятелей современности: Лекция с элементами эвристической беседы. просмотр видеосюжетов 2
    Тема 8. Общественные и религиозные деятели, деятели культуры
    29-31 Патриарх Алексий II, патриарх Кирилл, Б. Акунин, Ю.А. Башмет, В.А. Гергиев, И.С. Глазунов, Е.П. Глинка, Д.Л. Мацуев, Н.С. Михалков, В. Пелевин, Е.Н. Прилепин, В.Т. Спиваков, П.Н. Фоменко, Ч.Н. Хаматова, З.К. Церетели. Мини-проекты учащихся 3
    Тема 9. Деятели науки
    32-34 А.А. Абрикосов, С.С. Алексеев, Ж.И. Алфёров, Е.П. Велихов, В.Л. Гинзбург, Т.И. Заславская, С.П. Капица, Ю.Ю. Ковалёв, Г.Я. Перельман, Л.М. Рошаль, А.М. Сергеев, В.Е. Фортов, А.Н. Чилингаров. Мини-проекты учащихся 3
    35-36 Заключение. Личность на фоне российской истории XX-начала XXI. Проблемы исторической памяти Диспут 2
    Итого 36

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике