Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности. Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной.
Цель программы: формирование знаний у учащихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить ребенку привычность и естественность соблюдения правил безопасного поведения на дороге. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
Обучающие
- повысить у учащихся уровень знаний по ПДД РФ;
- формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
- формирование культуры поведения в общественном транспорте;
- формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка как основы безопасности в условиях общения с дорогой;
- помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;
- оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
Развивающие
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
- воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
- обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице;
- творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- Осознание обучающимися необходимости соблюдения правил дорожного движения.
- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника через исследовательские работы с применением ИКТ.
- Формирование потребности соблюдать правила безопасного поведения на дороге.
- Формирование личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности.
- Формирование личности способной к самостоятельному выбору и принятию решений, умеющей противостоять внешнему давлению и отстоять собственное мнение, свою жизненную позицию.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Овладение исследовательской и проектной деятельностью, умением выдвигать гипотезы, давать определения понятиям
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Умение самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение с точки зрения его адекватности и соответствия сложившейся ситуации
Коммуникативные УУД
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
Познавательные УУД
- Овладение умением самостоятельно принимать правильное решение;
- Формирование убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- Формирование внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- Овладение навыками здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
- Умение оказать первую медицинскую помощь при различных видах ран.
- Знание правил поведения при ДТП.
Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, тем | Количество часов |
---|---|---|
1 | Введение в образовательную программу кружка | 1 |
2 | История правил дорожного движения | 1 |
3 | История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. | 1 |
4 | Практика | 1 |
5 | Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов. | 1 |
6 | Изучение правил дорожного движения | 1 |
7 | Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортного движения | 1 |
8 | Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения | 1 |
9 | Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. | 1 |
10 | Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты | 1 |
11 | ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки | 1 |
12 | ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. | 1 |
13 | Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. | 1 |
14 | Дорожные знаки. Знаки приоритета. | 1 |
15 | Дорожные знаки. Предписывающие знаки. | 1 |
16 | Дорожные знаки. Информационно- указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации | 1 |
17 | Распределение приоритета между участниками дорожного движения. Главная и второстепенная дороги. «Правило правой руки». | 1 |
18 | Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика | 1 |
19 | Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. | 1 |
20 | Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием. | 1 |
21 | Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог. | 1 |
22 | Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей. | 1 |
23 | Движение через железнодорожные пути. | 1 |
24 | Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде. | 1 |
25 | ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. | 1 |
26 | Дорожные ловушки. Причины ДТП | 1 |
27 | Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД | 1 |
28 | Практика | 1 |
29 | Решение задач, карточек по ПД | 1 |
30 | Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам. | 1 |
31 | Разработка викторины по ПДД в тематический уголок | 1 |
32 | Проведение занятия в начальной школе «Азбука дороги», «Сами не видят, а другим говорят». | 1 |
33 | Помощь начальным классам в создании схемы «Безопасный | 1 |
34 | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. | 1 |
Итого | 34 |